Митрополит Иларион (Алфеев) о фильме и музыке в нем:
«Дирижер» очень необычный фильм, который нельзя отнести ни к одной из существующих категорий. Это и не музыкальный фильм, и не триллер, он близок к драме, но не совсем драма, можно сказать, получился синтез нескольких жанров….
Здесь созданы очень убедительные человеческие образы, и, на мой взгляд, крайне важно, что в фильме затронута проблема отцов и детей. Это вечная тема. Отцы, как правило, считают, что знают, как должны жить дети, но феномен современного человека в том, что у отцов не хватает времени, чтобы вникнуть, чем живут их дети. Герой фильма профессиональный дирижер, который всю жизнь отдал музыке, для него на первом месте была карьера, а уже потом семья. И он проглядел сына. Отпустил в свободное плавание. Он понимает свою ошибку слишком поздно. Сегодня, к сожалению, люди слишком часто стали сталкиваться с подобными ситуациями, когда невозможно ничего исправить.
Тема непонимания между старшим и младшим поколением, тема отторжения отчасти взаимного, и, конечно, тема покаяния, все это вечные темы, которые проходят через многие произведения литературы и искусства, и которые в полной мере нашли свое отражение в фильме Павла Лунгина «Дирижер». Я бы сказал, что лейтмотивом фильма является тема покаяния как нравственного перерождения человека, даже если покаяние является следствием трагических событий и ошибок, имеющих необратимые последствия, все равно покаяние это внутреннее перерождение человека. И фильм именно об этом».